На главную страницу Материалы научно-общественных конференций Новости


Материалы Международной научно-общественной конференции «Тернистый путь Красоты»
(К 80-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности Л.В.Шапошниковой), Минск, 2006.




О.М. Ипатова
Член Союза белорусских писателей, Республика Беларусь, г. Минск

ОСНОВЫ МИРОПОНИМАНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ


Первую книгу трехтомника «Основы миропонимания новой эпохи» — произведения, которое оказало значительное влияние на восприятие европейским обществом идей Живой этики, Александр Иванович Клизовский начал словами: «Вопрос о смысле жизни принадлежит к числу вечно волнующих, неразрешимых и роковых вопросов, которым вот уже несколько десятков столетий болеют народы западного мира. Вопрос этот встает перед каждым, достигшим известного развития человеком, рано или поздно, на заре или на закате его жизни неизбежно. Откуда мы пришли, куда мы идем, какая цель существования человека на Земле?» [1, с.3].

Своей жизнью автор постарался ответить на этот вопрос. Его судьба сложилась непросто, и на примере его биографии можно еще раз отмечать некую закономерность в том, что людей Света, борцов за за общечеловеческие (в высоком, космическом значении этого слова) идеалы всегда сторожат темные силы, чтобы тяжелыми, часто невероятно жестокими испытаниями истощить физические и духовные силы, не дать душе подняться к тем высотам, где она может прозревать горние вершины Духа. Чувствовал же он себя, скорее всего, гражданином мира, а говорил и писал по-русски.

Биография А. И. Клизовского – это яркое свидетельство готовности жизнью платить за свои убеждения, и в пантеоне борцов за светлые идеалы человечества ему должно быть отведено место, достойное его имени и творчества. Кроме того, он наш земляк, и наш прямой долг вернуть его имя народу, о котором народный поэт Беларуси Пимен Панченко написал, что белорусы для братских народов надежные, верные доноры.

Сувалки, где родился А.И. Клизовский, как часть Белосточчины с этничным белорусским населением, имеют свою непростую историю. После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века они отошли Прусии, а затем в результате Тильзитского мира — к России. Во время переговоров Советской России и Литвы в 1920 году они на короткое время отошли к Литве, но после были отданы Польше. Во времена наступления Красной Армии в 20-е годы Сувалки вошли в состав БССР, а после Второй мировой войны по решению Крымской конференции Белосточчина отошла к Польше.

Деды Клизовского – из крестьян Гродненской области, они из тех мест, где звучал белорусский, польский, литовский и русский язык. Его отец Иван Прохорович Клизовский был военным музыкантом в уланском полку, а выйдя в отставку, стал работать в Сувалках акцизным надсмотрщиком. Такая же карьера ожидала и единственнного сына в семье (где, кроме него, были еще три девочки), тем более что гимназию окончить он не смог по причине недостатка нужных для того средств. Молодой Клизовский в семнадцать лет стал служить вольнонаемным в стрелковом полку, а в 19 лет поехал в Вильно, чтобы поступить в военное училище – там не нужна была плата за обучение. После окончания военного училища А. Клизовский был направлен на службу в Ригу. Именно этот город стал для него прибежищем и – постепенно – второй родиной. Здесь он в начале 20-х годов стал членом кружка восточной философии, здесь от руководителя кружка Владимира Шибаева получил первую изданную в Латвии книгу Н.К. Рериха «Пути благословения », а в 1927 году стал участником организованного в Риге Латвийского Общества Рериха.

Первая мировая война резко изменила его судьбу. В начале войны сорокалетний капитан был ранен, попал в плен и, пробыв там 4 года и 4 месяца, вернулся в Ригу, тогда уже столицу независимой Латвии. Квартира была разграблена, он был одинок и никаких перспектив на улучшение не было. В своей автобиографии он пишет об этом периоде, что на пятом десятке ему довелось начинать жизнь с начала. А поскольку он не знал государственного языка, постольку не мог получить места, и довелось взяться за поденщину и несколько лет заниматься работой маляра.

Остается только удивляться, как этот бывший офицер, маляр, который собственными силами отстраивал и ремонтировал старые домишки, доведя их до вполне приличного состояния, при котором они даже стали давать небольшой, но постоянный доход, на который и жила семья – как он мог находить время для иной жизни и деятельности. Ведь после 14 –15 часов тяжелого труда он приходил на занятия Товарищества, читал и анализировал восточную литературу – а это философия Свами Вивекананды, жемчужина индийской эстетики Бхагават – Гита, это произведения Елены Блаватской – и пробовал разобраться в сложнейших вопросах философии бытия.

Еще в 1931 году А. Клизовский впервые отметил в своей автобиографии: «Переписываюсь с Институтом Гималайских исследований », а в 1934 году уже выдал первую книгу «Основы миропонимания Новой Эпохи». Вместе с тем это был взгляд человека на современное состояние общества – его философию, политику, этику, эстетику, его перспективу. И все это преподано ясным, простым, понятным для всех языком: «Разве не сплошное безумие современная жизнь?.(...) Разве не безумие – отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего – бешеная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество? Разве не безумие – разговоры о разоружении и о мире и тайная подготовка к новой, более ужасной и разрушительной войне, или биржевые спекуляции, обогащающие или разоряющие в несколько минут многие сотни и тысячи людей, или сжигание и выбрасывание в море обильного урожая, или убой и зарытие в землю сотен тысяч голов скота, чтобы не понижать цены на продукты? Разве не безумие – жажда удовольствий во что бы то ни стало, удовольствий низких, пошлых, грубых или увлечение рекордами, бессмысленными, глупыми, никому не нужными?» [1, с.24].

Сегодня, через несколько десятилетий после написания этой главы, которая называется «Современное состояние мира», мы можем констатировать, что состояние человеческого общества не улучшилось. Наоборот – безумие нашей цивилизации, ее тупиковость и несоответствие космическим законам Жизни делаются все более очевидными для миллионов людей, которые, однако, не видят никакого выхода ни для себя лично, ни для всего человечества. Недаром лауреат Нобелевской премии в области литературы Альбер Камю в своей речи по поводу получения этой премии в 1958 году так же, как и Клизовский, сравнивал человечество с кораблем. Разница лишь в том, что этот корабль по Камю идет в темноте среди огромных волн и никто из его пассажиров, включая и капитана, не знает ни маршрута, ни гавани, где они могут пристать к берегу, а Клизовский же прямо пишет о том, что этот корабль тонет, причем все более стремительно.

Рукопись первой своей книги А. Клизовский посылает Елене Ивановне Рерих. Ее отклик известен нам по письму к Феликсу Лукину от 13 января 1934 года, где она пишет: «Также счастливы были получить работы по Учению, статью о Красоте и первые главы труда г-на А. Клиз(овского). Такие работы чрезвычайно полезны, и, если бы явилась возможность их напечатать, следовало бы это сделать(...) Хотелось бы больше знать биографических данных об авторах этих прекрасных и полезных работ» [2, с.5].

Самому Александру Ивановичу Елена Рерих ответила 8 февраля 1934 г. Это большое письмо с конкретными замечаниями по рукописи. Но самое главное – там есть одобрение его деятельности: «... Ваш превосходный труд очень порадовал нас. Это именно то, что сейчас так неотложно нужно, ибо следует всеми способами будить сознание, погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное ужасами грозного времени» [2,с.15].

Так началась переписка скромного, никак не отмеченного на горизонте тогдашнего общества человека с семьей Рерихов, и за семь лет, до самого начала Второй мировой войны, когда переписка оборвалась, таких писем набралось немало. Сохранились, однако, копии только 34 писем от Елены Ивановны Рерих и 4 от Николая Константиновича. Именно эти письма и восхищение А. Клизовского огромной подвижнической деятельностью Е. И. Рерих стали толчком для того, чтобы другой свой том, который вышел из печати в 1936 году, он посвятил именно Ей, которая «...вдохновляла на труд, направляла на мысль, будила сознание и щедро делилась своими познаниями из области высшего знания» [3, с.2].

Третий том вышел через два года, в 1938 г., а еще через год началась Вторая мировая война. В сороковом году Латвию заняла Красная армия, и это чувствительно ударило по семье Клизовских: дом, который Александр Иванович собственными силами построил на месте прежних старых домишек, вложив в него все средства, которые смог собрать годами неустанного тяжелого труда – этот дом был национализирован. Кроме того, за ним самим был учрежден надзор. НКВД собирала материалы на него как на бывшего царского офицера. Между тем сам Александр Иванович встретил Красную армию как долгожданную. Он верил, что идеи коммунизма изменят мир и что осуществлять их нужно с помощью Живой Этики и благодаря философии Рерихов. Несмотря на то, что более осторожные его друзья и соратники советовали ему спрятаться, не показываясь ни на какие вечера и мероприятия, он, напротив, собирался подарить свои книги русскому посольству, надеясь на то, что его идеи понадобятся новому, не отягощенному прежними грехами стяжательства обществу. Он также стал проявлять активность и в других сферах тогдашней общественной жизни, твердо уверенный в том, что он ни в чем не виноват и бояться ему нечего.

Арестован он был в день начала войны против СССР, а именно 22 июня 1941 года. Ему было 67 лет. Мы можем только представить, что довелось пережить слабому немолодому человеку в рижском централе, на этапе в тюрьму № 22 в г. Петропавловске, в Казахстане, и в самой этой тюрьме, где 29 апреля 1942 года он был расстрелян вместе с другими заключенными, самым известным из которых был бывший президент Латвии Карлис Ульманис.

Десятилетия, которые прошли с того времени, не похоронили под собою дело и сам облик Александра Ивановича Клизовского. Наоборот – его книги становятся все больше востребованными, правда, не так среди широкой публики, сколько среди той, все же не столь многочисленной части общества, которая интересуется идеями Рерихов и их Живой этикой и ищет пути к духовности. Он вошел в тот круг чтения, которое можно было бы назвать «азбукой для начинающих», а именно для тех, для кого невыносима тьма, которая окутывает нашу землю. И эта невыносимость зла заставляет их искать хоть какие – то пути сопротивления. Конечно, роль А. Клизовского как автора такой вот «азбуки» делает его в иных глазах своеобразной ступенькой. Но именно с этой первой ступеньки начинается путь многих, кто потом выходит на более сложные пути постижения истины, и наконец приходит к самой Живой этике и ее идеям, забывая впоследствии, с чего начинался его Путь.

Мое выступление не ставит своей задачей в какой бы то ни было форме полемизировать с идеями А. Клизовского или пропагандировать их. Главное для меня – это то, что писал наш земляк из Гродненщины о современном состоянии Земли и необходимости ее спасения, а также о соединении всех наших усилий для того, чтобы мир становился чище. А еще важно отметить, что дар слова, который несомненно был дан ему свыше, с горних высот Духа, делает произведения А. Клизовского значительными по силе художественного воздействия на человеческую душу и, значит, вдвойне значимыми. Поэтому есть все основания для того, чтобы мы, белорусы, больше знали про одаренного ученика Рерихов, кого коллеги и друзья из Риги еще во времена совместной работы не случайно с восхищением называли «Рыцарем Света».

(Авторизованный перевод с белорусского).

Литература
1. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т.1. Рига: “Виеда”, 1990.
2. Елена Ивановна Рерих. Письма.Т. 2. (1934 г.) М.:Международный Центр Рерихов, 2000.
3. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т.2. Рига: “Виеда”, 1990.


Hosted by uCoz